Поиск по этому блогу

четверг, 30 октября 2014 г.

Проектирование педагогического взаимодействия учителя и обучающихся на основе технологической карты


В гимназии МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара  в рамках экспериментального направления "Реализация идей ФГОС по использованию технологий развивающей направленности" работает проектная площадка. Педагогический коллектив занят исследованием проблемы педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Основой проектирования является технологическая карта....

Итак, опыт введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования выявил ряд проблем организационно-методического характера. 

Во-первых, требование реализации системно-деятельностного подхода предполагает активное использование педагогами интерактивных образовательных технологий деятельностного типа. Сегодня очевидно одно: чтобы обеспечить готовность выпускника школы к саморазвитию (а именно так формулируется заказ школе как социальному институту в условиях информационного общества), он должен быть включен в активную познавательную деятельность, стать субъектом образовательного процесса, заинтересованным в результатах собственного обучения. И поэтому для педагога важно научиться фокусировать свое внимание не только на конкретных знаниях из определенной предметной области, но и на осваиваемых обучающимися способах деятельности, которые обеспечат его социализацию и готовность к саморазвитию. 

Во-вторых, любой инновационный проект требует анализа результатов его участниками. Сегодня введение Федеральных государственных образовательных стандартов требует ситуационной, ретроспективной и перспективной рефлексии педагогов. 

Ситуативная рефлексия проводится педагогом непосредственно в ходе образовательного процесса и предназначена для выявления непосредственной включенности обучающихся в деятельность в конкретной учебной ситуации, осмысление ее цели, способов и т.п. Ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценивания результатов уже выполненной деятельности. И этот вид рефлексивной работы должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного профессионального опыта. И тот, и другой вид рефлексии позволяет учителю внести корректирующие действия в образовательный процесс (расширить или изменить набор заданий и/или оценочных средств, использовать новые способы коммуникации, изменить состав микрогрупп и т.п.). Все это создает почву для осознанного планирования дальнейшей деятельности, перспективной рефлексии… 

Практический опыт показывает, что весьма эффективным инструментом перспективной (на этапе проектирования образовательного процесса) и ретроспективной (на этапе анализа его результатов) профессиональной рефлексии учителя может стать технологическая карта, в которой детализируется процесс взаимодействия учителя и обучающихся, основным этапам которого ставятся в соответствие осваиваемые обучающимися способы деятельности. 

Таким образом, технологическая карта «требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников»[1]

Исходя из поставленных задач, в структуре технологической карты должна быть предусмотрена «возможность: 
  • тщательного планирования каждого этапа деятельности; 
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; 
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности»[2].
В подготовленном к изданию методическом пособии обобщается опыт учителей МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара по проектированию педагогического взаимодействия учителя и обучающегося на основе технологических карт, приводятся конкретные методические рекомендации по использованию технологий развивающей направленности.

Среди них публикации:



[1] Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Управление начальной школой. №12/2011. С. 12-18.
[2] Там же